ЕНИСЕЙСКАЯ АРКТИКА

Hекоммерческая междисциплинарная научно-образовательная платформа

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ и КТП


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ПРОГРАММИРОВАНИЕ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программирование» имеет техническую направленность и разработана для школьников 11-17 лет, проявивших склонность к программированию и ИКТ.

Данная программа предполагает формирование системного инженерного мышления обучающихся, что позволяет не только овладевать широкой областью знаний и набором поликомпетенций, но и решать творческие, проектные задачи.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) разработана согласно требованиям следующих нормативно-правовых документов:

-Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской федерации»;
– Распоряжения Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 «Концепция развития дополнительного образования детей»;
– Концепцией развития технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации;
– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
– типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г № 233;
– примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);
– примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобнауки России от 11.12.2006 № 06-1844),
– примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);
– квалификационными характеристиками должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761-н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

При изучении программирования, школьники сталкиваются с одной из его особенностью – большим количеством функций, обладающих разнообразным синтаксисом и областями применения. Этот фактор приводит к появлению межпредметной задачи – изучение технического английского языка, поскольку практически все среды программирования являются англоязычными.

Второй круг задач связан собственно с составлением алгоритмов.

Третий круг задач ориентирован на разработку воспитанниками графического интерфейса для своих программ средствами визуального программирования.

Основная цель обучения состоит в получении начальных знаний и навыков программирования. В ходе обучения учащиеся знакомятся с стандартными возможностями языка программирования, узнают общепринятые приемы работы, осваивают особый “Программный” подход к решению задач (четкое формализованное описание решения задачи). Упор делается именно на особенностях языка программирования, практически не затрагивая аппаратную реализацию ЭВМ (Аппаратная реализация дается на курсах «Углубленное программирование»).

Изучение данной дисциплины позволяет учащимся получить навыки работы  с компьютером и использования различного программного обеспечения, расширить свой кругозор в области использования компьютерной техники.

Основа направления – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий, учитывающая интересы учащихся, добровольно пришедших в свободное время получить знания. Одна из целей обучения ‑ предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию.

Знания, умения и способы конструирования, алгоритмизации, программирования являются элементами информационной компетенции.

Особенность курсов состоит в том, что часть задач и заданий, решаемых  в процессе обучения, отобраны из области физики и космонавтики. Курс связывает написание программ с многообразием явлений окружающей действительности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Образовательные (предметные) задачи обучения: создание условий для достижения обучающимися результатов развития в личностном, предметном, метапредметном направлениях, обеспечивающих их социальную адаптацию в области программирования.

Метапредметные задачи обучения:

-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

Личностные задачи обучения:

К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние изучение курса «Программирование», можно отнести:

-ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Отличительные особенности программы

Особенность курсов состоит в том, что часть задач и заданий, решаемых в процессе обучения, отобраны из области физики и космонавтики. Курс связывает написание программ с многообразием явлений окружающей действительности.

Ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Изучение данной дисциплины позволяет учащимся получить навыки работы с компьютером и использования различного программного обеспечения, расширить свой кругозор в области использования компьютерной техники.

Основа направления – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий, учитывающая интересы учащихся, добровольно пришедших в свободное время получить знания. Одна из целей обучения ‑ предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию.

Формы и методы обучения

Для реализации успешного освоения программы выбирается уровень сложности в зависимости от индивидуальных способностей обучающегося. В дальнейшем уровень сложности постепенно увеличиваются, вносятся изменения и усовершенствования, в результате чего учебный процесс представляет собой последовательность постепенно усложняющихся этапов, каждый из которых является логически завершенным, но в то же время подразумевает возможность продолжения занятий до следующего уровня сложности.

Применяются разнообразные формы проведения занятий: защита проекта, презентация творческого проекта, мастерские, защита творческой работы, конкурсы и др. В процессе обучения используются:

  • -словесные методы: рассказ-введение, рассказ-изложение, лекция с обратной связью, эвристическая беседа с опорой на эмпирический опыт обучаемых;
  • – наглядные методы: методы иллюстраций и демонстраций с использованием, как традиционных средств, так и современных – компьютера, проектора для демонстрации презентаций, слайдов, фильмов;
  • – практические методы: практикум, проекты.

Наряду с объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами обучения применяются исследовательские и частично-поисковые.

Основная методическая установка направления – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по освоению компьютера как инструмента для воплощения своих творческих идей.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит  на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, подготовленных педагогом.

Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи педагога входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. Вводное занятие. Организационное занятие. ТБ.
  2. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей
  3. Введение. Знакомство с историей развития языков программирования
  4. Изучение оболочки программы. Проекты. Управление проектами. Изучение интегрированной среды
  5. Первая программа. Первая программа. Отладка программы
  6. Основы языка программирования. Набор символов. Лексемы
    Структура программы. Операции и выражения. Операторы
    Процедуры и функции. Данные статистической структуры. Файлы и каталоги.
  7. Алгоритмы программ.
  8. Моделирование. Работа с графикой. Технология компьютерного моделирования. Введение в компьютерную графику. Геометрическое моделирование. Вероятностные модели и моделирование. Генератор случайных чисел . Моделирование физических процессов.
  9. Проектная деятельность.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программирование» имеет техническую направленность и разработана для школьников 11-17 лет, проявивших склонность к программированию и ИКТ.

Данная программа предполагает формирование системного инженерного мышления обучающихся, что позволяет не только овладевать широкой областью знаний и набором поликомпетенций, но и решать творческие, проектные задачи.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) разработана согласно требованиям следующих нормативно-правовых документов:

-Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской федерации»;
– Распоряжения Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 «Концепция развития дополнительного образования детей»;
– Концепцией развития технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации;
– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
– типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г № 233;
– примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);
– примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобнауки России от 11.12.2006 № 06-1844),
– примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);
– квалификационными характеристиками должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761-н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»).

Данная программа предполагает формирование системного инженерного мышления обучающихся, что позволяет не только овладевать широкой областью знаний и набором поликомпетенций, но и решать творческие, проектные задачи.

Программа направлена на:

  • формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • индивидуализацию образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями обучающихся;
  • комплексное развитие и поддержку детей, проявивших интерес и очевидные способности к техническому творчеству.

Программой предусмотрен выбор обучающимися направлений для творчества, создание собственных проектов, позволяющих решать актуальные технические задачи.

Новизна программы в том, что она предполагает интеграцию знаний и умений, являющихся ядром инженерной грамотности, достаточного для самостоятельного конструирования и изготовления технических моделей и макетов.

Образовательная программа имеет проблемно-ориентированный, системно-деятельностный и личностно-деятельностный характер.

Принципы построения программы: модульный. Модуль может выступать как самостоятельная программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Модули образуют определенную взаимосвязанную целостность в составе программы, могут расцениваться как логическая подструктура внутри общей структуры программы. Мера самостоятельности образовательного модуля определяется его относительной тематической замкнутостью. Результаты итогового контроля могут одновременно служить входным контролем, предваряющим переход к освоению нового модуля. Основная идея образовательной модульной программы: включение обучающихся в серьезную творческую работу; поддержание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды, обеспечивающей развитие одаренных детей, и, как одно из главных условий реализации данной идеи, – использование качественного оборудования, наличие материально-технической базы, отвечающей современным требованиям.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Реализация задач деятельности обучающихся идет через коллективную работу. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что работа над проектами открывает обучающимся путь к творчеству, развивает техническое мышление и предоставляет новые возможности. Предполагается развитие обучающегося в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы реализовать себя в самых разных областях жизни, в том числе в профессии. Кроме того, в процессе реализации программы используется ресурс разновозрастного сотрудничества (общение детей и взрослых (педагогов, специалистов-профессионалов, экспертов).

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с тенденциями развития дополнительного образования, и согласно Концепции развития дополнительного образования детей способствует:

  • созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии, а также в занятиях научно-техническим творчеством;
  • формированию и развитию творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся

Основными организационными формами занятий являются групповая, парная и коллективная работа. Чтобы поддерживать постоянный интерес к предмету применяются разнообразные формы проведения занятий: защита проекта, презентация творческого проекта, мастерские, защита творческой работы, конкурсы и др.
В процессе обучения используются:

  • -словесные методы: рассказ-введение, рассказ-изложение, лекция с обратной связью, эвристическая беседа с опорой на эмпирический опыт обучаемых;
  • – наглядные методы: методы иллюстраций и демонстраций с использованием, как традиционных средств, так и современных – компьютера, проектора для демонстрации презентаций, слайдов, фильмов;
  • – практические методы: практикум, проекты.

Наряду с объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами обучения применяются исследовательские и частично-поисковые. При использовании проблемно-поисковых методов обучения используются такие приемы:

  • создание проблемной ситуации (педагог ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание),
  • организация коллективного обсуждения возможных подходов к разрешению проблемной ситуации и анализ результата.

Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

В качестве словесных методов в рамках проблемного обучения используется эвристическая и проблемно-поисковая беседа, метод мозгового штурма.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. КОНСТРУИРОВАНИЕ. Введение. Организационное занятие. ТБ.
  2. Основы технического конструирования.
  3. Технология разработки и создания чертежей.
  4. Технология создания деталей.
  5. Технология сборки простых базовых моделей.
  6. Технология создания механизмов.
  7. КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ. Вводное занятие. ТБ. Компьютер и программы.
  8. Знакомство с векторной графикой. Интерфейс программы.
  9. Создание и редактирование векторных объектов.
  10. Плоское моделирование.
  11. Изготовление прототипов.
  12. ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Творческое  проектирование. Проекты по созданию моделей.
  13. Итоговое занятие: защита проектов.